Финансовый учет эксплуатации и выбытия основных средств
Учтенные на балансе организации объекты основных средств могут быть
утрачены вследствие недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Для определения размера понесенного Ущерба организации проводят инвентаризацию. Обязанность проводить инвентаризацию в случае выявления фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества установлена в пункте 4 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете [1, с.4].
Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. Обязательным является включение в состав комиссии Материально-ответственного лица. Порядок проведения инвентаризации основных средств установлен в пунктах 3.1-3.7 Методических указаний по инвентари-имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом
Минфина от 13 июня 1995 г. №49.
До начала инвентаризации осуществляется проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации, вносятся соответствующие исправления и уточнения.
Сведения о фактическом наличии имущества отражаются в Инвентаризационной описи основных средств (форма № ИНВ-1), которая составляется в двух экземплярах.
По окончании инвентаризации оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сверка данных описей с данными бухгалтерского учета. В случае установления расхождений составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма № ИНВ-18). В указанную ведомость включаются только те объекты основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях определяется окончательный результат инвентаризации. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация.
Потери от списания имущества, возникшие в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности, отражаются в учете организаций на счете 99 в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей. При этом списание основных средств, как и в случае применения счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», осуществляется по остаточной стоимости.
Убытки от списания испорченных в результате таких обстоятельств основных средств уменьшаются на стоимость материальных ценностей, остающихся от их списания, а также на величину страхового возмещения, если уничтоженное имущество было застраховано, Указанные поступления включаются в состав чрезвычайных доходов и принимаются к бухгалтерскому учету по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, в УСС по Орловской области объекты основных средств в 2004 году выбывали в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа. Недостачи и излишков основных средств в 2004 году не было. Выбытие основных средств своевременно оформлено первичными документами.