Финансовый учет эксплуатации и выбытия основных средств
В акте указываются данные, характеризующие объект; дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; инвентарный номер; год изготовления или постройки; дата ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная (восстановительная) стоимость и сумма начисленной амортизации; количество и стоимость произведенных ремонтов; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов и
возможность их использования. Акт утверждает руководитель организации.
При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, дается техническая характеристика агрегатов и деталей и возможность использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены в результате разборки. Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту на списание прилагается копия акта об аварии, а также поясняется причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.
Детали, узлы и агрегаты разобранных и демонтированных основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. В случае если объект основных средств списывается «результате ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии Должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом и пр.).
В бухгалтерии на оборотной стороне акта указываются сведения о затратах, связанных со списанием объекта, и материальных ценностях, полученных от его списания, а также определяется финансовый результат. На основании оформленного акта в инвентарной карточке или инвентарной книге делается отметка о выбытии объекта основных средств с указанием даты и причины выбытия. Соответствующая отметка производится и в инвентарном списке по месту нахождения списанного объекта. После этого акт передается на подпись главному бухгалтеру, который производит запись о том, что инвентарная карточка на списанный объект закрьгга. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, при принятии к учету объекта основных средств, имеющего составные части с разным сроком полезного использования каждая такая часть подлежит учету как отдельный инвентарный объект.
Поэтому при ликвидации такого объекта списание каждой части оформляется отдельным актом.
Списание основных средств вследствие физического и морального износа не признается объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). При списании не полностью амортизированного объекта основных средств необходимо восстановить, ранее предъявленный к налоговому вычету «входной» НДС (в соответствующей доле), поскольку использование этого объекта в производственных целях прекращено до истечения срока его полезного использования.
В бухгалтерском учете организации списание грузового автомобиля отражено следующими записями:
Дебет 01 «Основные средства»
Субсчет 2 «Выбытие основных средств»
Кредит 01 - 110 000 руб. - списана первоначальная (восстановительная) стоимость автомобиля (приложение З)
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - 75 000 руб. - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;
Дебет 91
Субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 01 «Основные средства»
Субсчет «Выбытие основных средств» -35 000 руб. (110 000-
75000) - отражена остаточная стоимость автомобиля;
Дебет 83 «Добавочный капитал»
Кредит 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток»- 30 000 руб. - присоединена к нераспределенной прибыли сумма дооценки по списанному автомобилю;
Дебет 91
Субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 68
Субсчет 2 «Расчеты по НДС» -5090руб.(16000х35000:110 000) вос-
становлена сумма «входного» НДС в доле, относящейся к остаточ-
ной стоимости списанного автомобиля;
Дебет 91
Субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 23 «Вспомогательные производства» - 8000 руб. - списаны расходы ремонтных мастерских по разборке грузового автомобиля;
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 91
Субсчет 1 «Прочие доходы» - 15 000 руб. (10 000 + 5000 – оприхо-
дованы по рыночной стоимости запасные части, полученные при
разборке автомобиля;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91
Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - 33 090 руб. (35 000
+ 5090 + 8000 - 15 000) - списан убыток от ликвидации объекта ос-
новных средств.
Разборка (демонтаж) списываемых объектов основных средств может осуществляться силами сторонних организаций. Уплаченные таким организациям в составе стоимости работ суммы НДС налоговому вычету не подлежат, так как списание основных средств не признается объектом налогообложения (ст. 171 НК РФ). Стоимость работ сторонних организаций, связанных со списанием основных средств, отражается по дебету счета 91-2 в сумме, включающей предъявленный НДС.