О некоторых проблемах бюджетного учета в лесном хозяйстве
Основное бухгалтерское уравнение в бюджетных учреждениях по аналогии с коммерческими организациями можно представить следующим образом:
ФА + НФА = О + ФР,
где ФА - финансовые активы;
НФА - нефинансовые активы;
О - обязательства;
ФР - финансовый результат.
Левая сторона уравнения представляет собой актив, правая - пассив. Здесь возникают как минимум 2 вопроса:
1. Где в уравнении капитал собственника?
2. Каким образом у бюджетного учреждения может быть сформирован финансовый результат?
С моей точки зрения пассив баланса бюджетного учреждения должен быть точно таким же, как у коммерческих организаций, т.е. содержать капитал собственника и финансовые обязательства. Следовательно, основное бухгалтерское уравнение бюджетных учреждений должно иметь такой вид:
ФА + НФА = К + О,
где К - капитал собственника (государства).
По поводу ответа на 2-й вопрос можно сказать следующее. У бюджетного учреждения имеет место результат финансирования: профицит или дефицит. При этом профицит надо трактовать как неиспользованные бюджетные ассигнования (экономия), а дефицит - как недостаток финансирования. Профицит (дефицит) надо отражать в разделе "Капитал и резервы" по аналогии с балансом коммерческих организаций.
Следующей проблемой является отражение в учете лесхозами непроизводственных активов. Здесь, по-моему, необходимо отражать такие объекты, как земля, лес на корню, биологические ресурсы леса (в основном растительного происхождения - грибы, орехи, ягоды и т.д.). Стоимостная оценка указанных ресурсов является весьма трудоемкой и сложной, но решаемой задачей. И если она будет достигнута, то государство будет четко знать, какие ресурсы находятся в распоряжении конкретного лесхоза.
В целом современные лесхозы, выполняя производственные функции, диссонируют с остальными бюджетными учреждениями, которые таких функций не выполняют. Поэтому целесообразно лесхозы перевести на коммерческий План счетов для более полного отражения операций, связанных с их производственно-хозяйственной деятельностью, а учреждения управления лесным хозяйством оставить на бюджетном Плане счетов. Это позволит в низовых звеньях существенно облегчить учетную и аналитическую работу.
Таким образом, можно констатировать, что проблем в реформировании лесного хозяйства и учета его деятельности достаточно много и их необходимо решать в ближайшем будущем.