О некоторых проблемах бюджетного учета в лесном хозяйстве
В настоящее время государственное управление и контроль в области исследования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Рослесхоз), которому подчиняется 1759 лесхозов (рис. 1). В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесной фонд включает лесные и нелесные земли (земли, покрытые и не покрытые лесной растительностью), за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, и является федеральной собственностью.
┌──────────────────────────┐
│ Президент РФ │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Правительство РФ │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Министерство природных │
│ ресурсов РФ │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Федеральное агентство │
│ лесного хозяйства │
│ (Рослесхоз) │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Территориальные агентства│
│ лесного хозяйства (АЛХ) │
└─────────────┬────────────┘
\│/
- - - - - - ┴ - - - - - -
│ Межрайонные и районные │
управления лесного
│ хозяйства (РУЛХ) │
- - - - - - ┬ - - - - - -
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Лесхозы │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Лесничества │
└──────────────────────────┘
----- предлагаемая структура
Рис. 1. Организационная структура управления
лесным хозяйством Российской Федерации
Согласно Положению о лесхозе, утвержденному Приказом Рослесхоза от 13.11.1998 N 188, на лесхозы возлагается довольно обширный перечень функций, которые связаны не только с управлением и контролем за состоянием лесного фонда, но и с воспроизводством лесов, среди которых присутствуют и рубки леса. Из этого следует, что лесхозы, с одной стороны, осуществляют функции управления и контроля, а с другой - хозяйственные функции. К примеру, лесхозы выписывают лесорубочные билеты лесопользователям, на основании которых и осуществляют контроль за их деятельностью при лесозаготовках. Но, проводя в рамках хозяйственной деятельности рубки промежуточного пользования, рубки ухода, санитарные рубки, лесхозы сами себе выписывают лесорубочные билеты. Такое положение создает почву для злоупотреблений. Поэтому давно назрела необходимость разграничить полномочия: одни организации должны осуществлять только функции управления и контроля (назовем их районные и межрайонные управления лесного хозяйства - РУЛХ), другие - только производственно-хозяйственные функции (лесхозы). При этом первые должны контролировать деятельность вторых. Такая реорганизация позволит усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств и повысить их эффективность. Кроме того, реорганизация, по нашему мнению, не потребует значительного дополнительного финансирования из федерального и региональных бюджетов.