Ответсвенность
Аналогичной позиции придерживается и Е. Бондарь. Автор считает, что согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность, в которую входит и аудиторское заключение. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ (ст.15.6 КоАП РФ) <11>.
Заметим, что приведенные мнения авторов высказывались относительно существования норм, влекущих ответственность при отсутствии аудиторского заключения, по результатам проведения обязательного аудита, а не за действия по уклонению либо препятствованию проведению обязательного аудита, как это предусматривалось в п.3 ст.21 Закона N 119-ФЗ.
Исходя из смысла ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ (в действующей редакции) основанием для привлечения к ответственности по данным статьям является нарушение требований, установленных непосредственно налоговым законодательством, т.е. вытекающих из сферы налоговых правоотношений, в то время как ответственность за непроведение либо уклонение от проведения ежегодного обязательного аудита к нарушениям требований налогового законодательства не относится, так как последнее не устанавливает обязанности по проведению обязательного аудита. Более того, характер действий (бездействия) лица, за которые наступает ответственность по ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ, существенно отличается от действий, за которые была предусмотрена ответственность по ст.21 Закона N 119-ФЗ. Таким образом, неправомерно делать вывод о том, что указанные нормы КоАП РФ и НК РФ устанавливают ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. за нарушение норм Закона N 119-ФЗ в части обязательного аудита.
При решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст.ст.15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций. Поскольку согласно нормам гл.15, 16 и 18 части первой НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.
Немаловажным является также характер действий, за которые наступает ответственность по ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ. Обязанность, за неисполнение которой предусмотрена ответственность по ст.126 НК РФ, установлена ст.93 НК РФ, согласно которой должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Следовательно, для привлечения к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ необходимо наличие требования налогового органа о представлении аудиторского заключения налогоплательщиком, подлежащим обязательному аудиту. Другими словами, при отсутствии данного требования организация и индивидуальный предприниматель, не проводившие обязательный аудит, ответственности по п.2 ст.126 НК РФ не несут.