Ответсвенность
Меры воздействия, которые можно применять для того, чтобы добиться исполнения организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по проведению ежегодного обязательного аудита, в настоящее время ограничиваются лишь следующим.
1. Согласно ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 30.06.2003) бухгалтерская отчетность, представляемая установленным пользователям, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.
Одним из последствий нарушения данной нормы Закона N 129-ФЗ в части отсутствия аудиторского заключения является непринятие бухгалтерской отчетности ее пользователями, среди которых:
- лица, указанные в учредительных документах (учредители, участники организации или собственники ее имущества);
- территориальные органы государственной статистики по месту их регистрации;
- органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, для государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- налоговые органы в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ.
Требование ст.13 к составу бухгалтерской отчетности не распространяется на бюджетные организации, а также общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества иных оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Для данных юридических лиц состав бухгалтерской отчетности определяется уполномоченными государственными органами (Минфин России и др.).
2. В ряде нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными государственными органами, установлены требования о необходимости аудиторского заключения по результатам обязательного аудита. При отсутствии такового лицо не имеет возможности осуществить определенные юридически значимые действия, так как нарушаются нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу и оформлению соответствующих документов в части наличия аудиторского заключения.
В соответствии п.3.2 Постановления ФКЦБ России от 26.10.2001 N 28 "Об утверждении Положения о системе контроля организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг" среди документов, которые участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФКЦБ России, предоставлять организатору торговли, указана копия аудиторского заключения, подготавливаемого в указанных в законодательстве случаях в установленный организатором торговли срок.
В юридической литературе вопрос об ответственности за уклонение или препятствование проведению ежегодного обязательного аудита не находит единого решения. В частности, высказываются мнения о том, что в российском законодательстве существуют нормы, устанавливающие ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Например, А. Музыченко считает, что в настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. В случае непредставления в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в порядке, установленном пп.4 п.1 ст.23 НК РФ, организация также может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ч.1 ст.126 НК РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ <10>.