Учет основных средств.
Вопрос. Какими бухгалтерскими проводками оформляются результаты переоценки?
Ответ.
В бухгалтерском учете результаты увеличения (или уменьшения) переоценки ОС производственного назначения отражаются на счете 83 «Добавочный капитал».
Результаты переоценки ОС могут быть отражены следующими проводками:
— на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов производственного назначения:
Д-т 01 «Основные средства»
К-т 83 «Добавочный капитал»,
– арендуемые объекты производственного назначения:
Д-т 03 «Доходные вложения в материальные ценности»
К-т 83 «Добавочный капитал»;
— на уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости ОС производственного назначения:
Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 01 «Основные средства»,
– арендуемые объекты производственного назначения в случае аренды имущественного комплекса:
Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
— на повышение суммы амортизации при переоценке ОС:
Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 02 «Амортизация основных средств»;
— на уменьшение суммы амортизации при переоценке ОС:
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 83 «Добавочный капитал»;
— при дооценке оборудования к установке и незавершенного строительства производственного назначения при их переоценке:
Д-т 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 83 «Добавочный капитал»;
— при уценке оборудования к установке и незавершенного строительства производственного назначения в результате их переоценки:
Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Вопрос. Что такое инвентаризация основных средств? Назовите виды инвентаризации.
Ответ.
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Цель инвентаризации – выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т.п.), уточнить данные бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится не реже одного раза в год перед составлением годового отчета. Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия.
Виды инвентаризации.
Инвентаризация может быть:
- полной, охватывающей все виды ресурсов предприятия;
- частичной, охватывающей какую-либо определенную группу хозяйственных средств или их источников, например материалы на одном складе.
Также инвентаризация может быть:
- плановой;
- внеплановой.
Вопрос. Какими бухгалтерскими проводками оформляются результаты инвентаризации основных средств?
Ответ.
Результаты инвентаризации оформляются следующим образом:
— излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты и оформляется проводкой:
Д-т 01 «Основные средства»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы»;
— при недостаче и порче объектов ОС проводятся записи:
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства» - на сумму наколенной амортизации,
Д-т 91-3 «Выбытие основных средств»
К-т 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта;
— при выявлении конкретных виновных лиц недостающие или испорченные объекты ОС оценивают по рыночным ценам и оформляют проводкой:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
— если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации:
Д-т 91-9 «Сальдо доходов и расходов»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,