Политика по работе с дебиторами
Поскольку целью данной операции является сокращение дебиторской и кредиторской задолженностей на одинаковую величину или более значительное сокращение дебиторской задолженности целесообразно предлагать проведение взаимозачета или полное «закрытие» сальдо взаиморасчетов тем контрагентам, чья задолженность нам превышает нашу задолженность им. Если с такими контрагентами провести взаимозачет будет достигнуто сокращение дебиторской задолженности на 10,7 млн. рублей. Если же удастся договориться о полном «закрытии» взаиморасчетов – предприятие получит 12,7 млн. рублей дополнительно. При этом нужно заметить, что два крупных должника являются аффилированными предприятиями с ЗАО «Директ Нэт Телекомьюникейшнс» - «NDNT Inc» и «СаткомТел».
При востребовании дебиторской задолженности с предприятий-партнеров следует избегать радикальных мер (типа отключения линий связи т.п.) т.к. предприятия-партнеры могут оказывать услуги, которые обеспечивают деятельность самого предприятия или перепродаются значительному числу клиентов. Из-за непродуманного принятия подобных мер, конкурентные позиции предприятия могут существенно пострадать.
Поэтому, в качестве основного механизма сокращения дебиторской задолженности категории клиентов «Операторы связи» можно предложить проведение взаимозачетов и переговоры.
Работа с иными клиентами
Одним из наиболее действенных методов воздействия на дебитора может оказаться закрытие отгрузки (прекращение оказания услуг). В случает с ЗАО «Директ Нэт Телекомьюникейшнс» такая мера в отношении должников-операторов связи должна применяться только после детального анализа получаемых от данного оператора услуг и доли передаваемого через его сети трафика, т. к. аналогичные действия оператора-должника могут крайне негативно отразиться на деятельности компании. В отношении иных клиентов можно рекомендовать такую меру, как отключение злостных неплательщиков.
Поскольку сроки платежа по разным группам клиентов достаточно сильно варьируются, в качестве ориентира следует использовать среднюю оборачиваемость задолженности по данной категории клиентов.
Таким образом, предлагается следующая организация работы с дебиторами:
1 В последний день каждого месяца клиентам выставляются счета.
2 После получения данных об оплатах от клиентов 20 числа каждого месяца формируется реестр неоплаченных счетов на 15 число (срок платежа клиентов по договору), формируются и рассылаются напоминания о необходимости оплаты счетов.
3 В конце следующего месяца производиться анализ оборачиваемости задолженности по каждому из клиентов, и если оборачиваемость дебиторской задолженности снизилась ниже установленного уровня, - для данной группы производится отключение клиента.
Создание резервов по сомнительным долгам
Каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налогооблагаемой прибыли. Одним из законных методов уменьшения налогооблагаемой прибыли является создание резерва по сомнительным долгам. Согласно п.1 ст. 266 Налогового кодекса РФ: «Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, устанавливаемые договорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями». Точно такое же определение сомнительного долга используется и в бухгалтерском учете (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Требование по созданию резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете различно. Порядок его создания необходимо закрепить в учетной политике предприятия для ведения бухгалтерского и налогового учета. Лучше это сделать с начала налогового периода.