Причины обособления налогового аудита от сопутствующих услуг
Аудиторская организация может выступать в качестве представителя интересов экономического субъекта как налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами.
Общение аудиторской организации с налоговыми органами осуществляется:
а) при обращении к налоговым органам с целью получения аудиторских доказательств при выполнении специального аудиторского задания;
б) для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта;
в) при выполнении консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и других) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами;
г) в других необходимых случаях.
К тому же помимо непосредственно проверки налогообложения в ходе осуществления налогового аудита и других сопутствующих услуг по вопросам налогообложения клиент получает консультации, связанные с рациональным исправлением обнаруженных ошибок. В данном случае целесообразно доверить такие вопросы, требующие, безусловно, профессионального подхода, высококвалифицированным специалистам.
Хотелось бы отметить еще раз, что Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами" в отличие от аудиторского правила (стандарта) носит сугубо рекомендательный характер и в ней подчеркивается необходимость утверждения отдельных требований к налоговому аудиту как к дополнительной аудиторской услуге. Вполне возможно, что в связи с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" статус рекомендательной методики в скором будущем будет пересмотрен.
Причиной привлечения внимания к налоговому аудиту являются также последние события в налоговом законодательстве.
Важный этап развития системы российского налогового законодательства - введение в действие главы 25 НК РФ, что обусловило необходимость ведения в целях исчисления налога на прибыль налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом (ст.313 НК РФ). Если ты читал(а) внимательно, то нашел (нашла) тут 9 «дописок» включая эту, работай головой, что бы получить хорошую оценку.
По мнению многих специалистов, проблема введения налогового учета давно стала актуальной. Не используя налоговый учет, налогоплательщики вынуждены определять налоговую базу по данным бухгалтерского учета (п.1 ст.54 НК РФ). Однако бухгалтерский учет в России не всегда способен в полной мере обеспечить налогоплательщика необходимой информацией. В первую очередь это связано с тем, что для налогообложения необходим контроль правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налогов в бюджет. Бухгалтерский учет не может обеспечить такой стабильности в силу собственной нестабильности. Динамичность изменения бухгалтерского учета, так же как и налогового законодательства, слишком велика, чтобы связывать их вместе. Поэтому налоговая система должна быть максимально самодостаточной, чтобы не проявлялось влияние посторонних непредсказуемых факторов.
Налоговый учет предполагает ведение специальных аналитических регистров на основании первичных учетных документов и обособленный от бухгалтерского учета расчет налоговой базы. Данные налогового учета должны отражать:
порядок формирования сумм доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов;
сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
В результате необходимость правильной постановки налогового учета повлечет за собой появление спроса на консультирование в области налогообложения. Аудит бухгалтерской отчетности практически полностью выпадает из этой сферы применения. В данном случае есть острая необходимость в дополнительных, узкоспециализированных услугах, а именно: налоговом аудите и других сопутствующих услугах по налоговым вопросам.