Причины обособления налогового аудита от сопутствующих услуг
Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" целью аудита "является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации: Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения".
Практика показывает, что пользователи бухгалтерской отчетности не в полной мере оценивают ее возможности, особенно как туалетной бумаги. Большая часть российских организаций ведет налоговый учет (до 2002 г. бухгалтерский учет для целей налогообложения), управленческий учет для внутренних пользователей и готовит отчетность по международным стандартам финансовой отчетности для инвесторов. Такая расстановка приоритетов неверна, так как не позволяет правильно анализировать бухгалтерскую отчетность.
Отметим, что основные риски при ведении бухгалтерского учета экономические субъекты связывают с налогообложением. В большинстве случаев аудиторы уделяют особое внимание именно вопросам налогообложения.
Долгое время это являлось камнем преткновения: желания клиента не совпадали с реальными задачами аудиторов. В свете этого противоречия 11 июля 2000 г. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ утвердила методику аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами".
На первых этапах разработки этот документ был задуман как правило аудиторской деятельности, но из-за многочисленных споров вокруг его целесообразности было принято решение об утверждении статуса рекомендательной методики.
В процессе создания было высказано много аргументов против написания отдельных требований к налоговому аудиту как к дополнительной аудиторской услуге. Возникало вполне обоснованное утверждение: для выражения мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности аудитору при проверке статей расчетов с бюджетом необходимо руководствоваться некоторыми методами и принципами налогового аудита, в частности, проверкой и подтверждением правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. В конечном итоге в рамках общего аудита частично проводится и налоговый аудит. Если это так, то целесообразней регулировать налоговый аудит и другие услуги по вопросам налогообложения с использованием уже существующего стандарта "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним". Такой подход существует в международных правилах аудиторской деятельности. На наш взгляд, различия в применении налогового аудита и аудита бухгалтерской отчетности в России слишком велики, чтобы говорить об однозначности указанного подхода.
Целью налогового аудита является выражение мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды
Очевидно, что налоговый аудит ориентирован на значительно более специализированное применение, чем полномасштабный аудит бухгалтерской отчетности. В связи с узким профилем применения налогового аудита возникает потребность в привлечении и более специализированных специалистов: юристов-налоговиков, консультантов в области налогового учета.
Немаловажен еще и тот факт, что затраты времени и средств при проведении налогового аудита значительно ниже, что уменьшает и его стоимость. Это становится актуальным в случаях приближающейся налоговой проверки.
Зачастую при отсутствии достаточного количества времени налоговый аудит является своеобразной панацеей для экономического субъекта.
Достаточно важным аргументом можно назвать степень ответственности аудитора в случае, если налоговая инспекция нашла те или иные нарушения.
Зачастую экономические субъекты пытаются переложить на аудиторские организации штрафы, начисляемые им налоговыми органами. Проблема материальной ответственности аудитора за свои ошибки при проведении налогового аудита отчасти решается введением п.3 Методики - "Общение аудиторской организации с налоговыми органами при проведении налогового аудита и оказание других сопутствующих услуг по налоговым вопросам".