Роль и место малого бизнеса в современных рыночных условиях
В современных рыночных условиях малое предпринимательство имеет большое значение и исполняет роль:
а) важного потребителя, осуществляющего значительные закупки для собственных производственных нужд;
б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую эластичность;
в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию.
г) в формировании конкурентной среды;
д) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования “среднего класса” и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции к социальной дифференциации;
е) источника обученных кадров, охватывающего подавляющее большинство мест производственного обучения.
В целом же развитие малого предпринимательства способствует оздоровлению экономики, создает дополнительные рабочие места, устраняет лишние управленческие звенья, позволяет более полно использовать местные сырьевые ресурсы и расширяет потребительский сектор.
Согласно Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» № 88-ФЗ от 14.06.1995г. к предприятиям малого бизнеса относились коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
· в промышленности — 100 человек;
· в строительстве—100 человек;
· на транспорте—100 человек;
· в сельском хозяйстве—60 человек;
· в научно-технической сфере—60 человек;
· в оптовой торговле—50 человек;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения—30 человек;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности—50 человек.
В странах с развитой рыночной экономикой помимо малых также выделяют средние предприятия, которые стали узаконены и в российском законодательстве с введением в действие Федерального закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ от 24.07.2007г.
Согласно действующему законодательству к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), единый государственный реестр юридических лиц, также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые отвечают следующим критериям:
1) для юридических лиц
в уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;