Факторный анализ продаж в розничной торговле
Работники торговых организаций должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать их в товарооборот, воздействовать на ассортимент и качество товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными организациями. Непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, торговые работники выявляют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование товарного потока, направляемого в розничную торговлю.
Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых магазинов, повышением культуры обслуживания. Однако эффективность работы торговых организаций зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности.
В качестве производительности труда в торговле применяется сумма товарооборота на одного работника. Повышение среднего товарооборота на одного работника можно положительно оценить только в том случае, если это не сопровождается ухудшением качества обслуживания покупателей. Объем товарооборота можно рассчитать по формуле 3.2:
N = Ч х В, (3.2)
где N — розничный товарооборот, руб.;
Ч - среднесписочная численность работников, чел.;
В - средний оборот на одного работника (выработка), руб.
Методом цепной подстановки или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлияло на объем розничного товарооборота изменение численности работников и производительности их труда.
Используя рассмотренную выше методику проведения факторного анализа, вначале изучим источники поступления товаров в рассматриваемом предприятии.
Оценивая источники поступления товаров в исследуемой организации, можно отметить, что в 2004 году товарооборот формировался на 79% поступлением товаров от юридических лиц (в том числе 53% - от иногородних, 26% - от местных поставщиков). Доля продажи товаров от частных лиц составила 16%.
Наиболее важными факторами, влияющими на товарооборот, являются численность работников и производительность их труда.
Используя способ разниц, определим влияние на объем товарооборота каждого из указанных в формуле 3.1 показателей на примере исследуемой организации. Расчет влияния данных факторов осуществим на основании данных, приведенных в таблице 3.13.
Таким образом, наблюдается рост производительности труда на 24,2 тыс. руб. на одного работника розничной торговли в 2003 году и на 81,8 тыс. руб. в 2004 году.
Таблица 3.13 – Товарооборот, численность работников и производительность труда
Показатель |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|