Учёт денежных средств.
При расходе наличности из кассы составляется расходный кассовый ордер, который подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия или другим лицом.
Выдача заработной платы, премий, пособий и стипендий и другие выплаты производятся по платёжным ведомостям, которые прилагаются к расходному ордеру, в котором указывается фактически выплаченная сумма. Если некоторые работники не получили заработную плату в установленные сроки, то в платёжной ведомости против соответствующих фамилий делается запись «Депонировано». Депонированные суммы передаются в банк, обслуживающий предприятие, на основе платёжного поручения.
В приходных и расходных кассовых ордерах указывается наименование документов, на основании которых были получены или выданы деньги из кассы, и содержание хозяйственных операций. Получение и выдача денежных средств по кассовым ордерам производится только в день их составления. Приходные и расходные кассовые ордера до их передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале учёта приходных и расходных кассовых ордеров ежедневно в конце рабочего дня приходные и расходные ордера регистрируются кассиром в кассовой книге, в которой отражается остаток денежных средств в кассе на начало дня, поступления и выбытия денежных средств, а так же остаток на конец дня.
Кассовая книга составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся в кассе, а второй отрывается, и используется кассиром в качестве отчёта, который в месте с приложенными к нему документами представляется в бухгалтерию предприятия.
Учёт наличия денежных средств и операций по их движению на ООО ведётся на активном счёте 241 «Касса».
По дебету отражаются все поступления денежных средств, а по кредиту расход денежных средств из кассы. Аналитический учёт кассовых операций ведётся в регистрах, форма которых устанавливается предприятием самостоятельно, и принимая во внимание потребности в информации при составлении Отчёта о движении денежных средств.
Порядок осуществления расчётов в Республике Молдова регулируется Молдова Регламентом об использовании платёжных документов при осуществлении безналичных платежей на территории Республики Молдова
, утверждённым Постановлением Национального банка Молдовы № 150 от 26 июня 2003 года.
Операции по получению и выдаче денежных средств с текущих счетов осуществляется банком на основе типовых банковских документов, к которым относятся:
• платёжное поручение
– безоговорочное поручение, данное плательщиком банку – плательщику, оплатить бенефициару денежную сумму.
• платёжное поручение казначейства
– поручение по оплате обязательств по налогам, сборам и платежам в государственный бюджет.
• акцептованное платёжное поручение
– поручение плательщика о переводе через почту денежных средств на имя определенных лиц.
• платёжное требование
– поручение – является требованием бенефициара к плательщику об уплате определенной денежной суммы за товар и услуги.
•аккредитив
, открываемый согласно заявлению и являющийся обязательством банка об уплате определённой сумму денежных средств бенефициару.
• расчётный чек
– распоряжение эмитента чека банку о выплате определённой суммы денежных средств получателю при предоставлении им чека.
• инкассовое поручение/инкассовое поручение казначейства
– поручение бенефициара о взыскании в бесспорном порядке определённой суммы денег со счёта владельца банковского счёта без его согласия на основании документов о принудительном взыскании или нормативных актов.
В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации
№36 от 5 марта 2001г. в целях осуществления контроля за сохранностью и движением денежных средств на предприятии в установленные сроки проводится инвентаризация кассы. Для проведения инвентаризации создаётся специальная комиссия, в состав которой входят, как минимум 3 человека в том числе главный бухгалтер. При инвентаризации кассы проверяется фактическое наличие денежных средств, денежных документов, а так же бланков строгой отчётности. После инвентаризации кассы составляется акт инвентаризации на личности, денежных документов, а так же инвентаризационная опись ценностей и бланков строгой отчётности.
Недостачи выявленные в кассе, списываются на расходы периода:
Дт 714 «Другие операционные расходы»
Кт 241 «Касса»
Излишки выявленные в кассе, списываются на доходы бухгалтерской записью:
Дт 241 «Касса»
Кт 612 «другие операционные доходы»