Учетная политика бюджетной организации
Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта в бюджетных организациях. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, организациям предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Буквально каждый финансовый год организация пересматривает специфику учетной политики, меняет ее, вносит дополнения.
Тема учетной политики была и остается актуальной
, так как она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.
Данной теме посвящено множество трудов в современной научной литературе. Проблемами учетной политики занимались такие известные личности, как: Макаревич В. со своим трудом «Учетная политика в бюджетной организации»; С.Г. Хабаев, доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Академии бюджета и казначейства Министерства финансов, опубликовавший свой взгляд на проблему в издании РФ"Бюджетный учет", N 2, февраль 2005 г.; О.Ю. Семенова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Костромского государственного технологического университета с изданием - "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2005 г.; В.Е. Панин, аудитор-эксперт "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 4, IV квартал 2005 г.; И. Гарнов, аудитор ООО "А.И.Аудит-Сервис" "Финансовая газета", N 26, июнь 2002 г.; С.В. Балдина, руководитель департамента информационно-консультационных технологий Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург) "Главбух", N 16, август 2001 г. и многие другие не менее выдающиеся специалисты.
В данной бакалаврской работе четко выделен объект
изучения – учетная политика и, следовательно, предмет
– ее применение в бюджетной сфере.
Цель
данной бакалаврской работы рассмотреть что влияет на выбор формы учетной политики учреждения, а так же процесс и принципы формирования учетной политики.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность учетной политики. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и организации бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета и то, как эти формы и способы применяются в бюджетной организации, школе №5 города Саяногорска.
Теоретической основой данной работы стали следующие методы
: изучение нормативно-правовой базы; метод исследования – рассмотрение документов, необходимых для ведение учетной политики и наблюдение за их соответствием действующему законодательству; метод описания – приведение конкретной учетной политики бюджетного учреждения – школы.
В своей бакалаврской работе подробно рассматривается вопрос о применения учетной политики в бюджетном учреждении города – это и составление политики, и выявление оснований применения ее в данном учреждении. Предпринята попытка раскрыть содержание правовых норм, закрепляющих правила применения учетной политики.
Некоторые основные документы представлены в приложениях.
Структура
- данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографического списка, списка сокращений и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации учетной политики бюджетных учреждений» подробно рассмотрены важнейшие понятия, используемые в этой области. Вторая глава «Учетная политика бюджетной организации на примере МОУ школы №5 города Саяногорска» посвящена рассмотрению особенностей работы учетной политики в конкретном учреждении, где можно подробно ознакомиться с тонкостями этого направления.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика - это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.
Учетная политика организации разрабатывается главным бухгалтером в соответствии с нормативными документами и Федеральным законом об учетной политики.
При формировании учетной политики организация осуществляет выбор одного способа ведения и организации бухгалтерского учета и нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, которые входят в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики организация вырабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места расположения.
Главными источниками к написанию бакалаврской работы по бухгалтерскому учету послужили: мнения различных авторов экономической литературы, а в большей части это учебная и научная литература по бухгалтерскому учету, а также различные нормативные акты.
- Понятие, процесс и принципы формирования учетной политики
- Задачи учетной политики на предприятии. Выбор формы и организации бухгалтерского учета
- Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях
- Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения
- Анализ финансовой деятельности школы №5
- Международные и российские подходы к учетной политике бюджетных организаций