Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения
Учетная политика бюджетного учреждения в условиях постоянно изменяющегося законодательства нуждается в постоянной доработке. 31 декабря главный бухгалтер обязан уточнять приказ об учетной политике на следующий год. Обсудив с руководителем все нюансы, такой приказ становится сводом правил для всех обособленных (в т.ч. структурных, наделенных правомочиями юридического лица) подразделений учреждения. Бесспорно, единая
учетная политика дает положительный эффект в трех плоскостях ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета. Единство в свою очередь влияет на эффективность использования ресурсов бюджетного учреждения.
В настоящей главе рассматривается пример учетной политики для общеобразовательной школы №5 города Саяногорска.
Практика показывает, что начинать выстраивать приказ «Об учетной политике» нужно с описания нормативно-правовой базы каждого учреждения. Первым разделом, на взгляд автора, должен стать «Бухгалтерский (бюджетный) учет». Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утвеждении Инструкции по бюджетному учету» (далее по тексту - приказ № 25н) дает общую характеристику бюджетного учета и не отражает отраслевую особенность[16].
Возникает необходимость в большей детализации аналитических данных. Так, например учет основных средств, стоимостью до 1 тысячи рублей и разнообразие налогов (счет 0.303.05 «Прочие налоги») требуют специального учета. Первый случай ближе к управленческому учету, а второй – требует дополнительной аналитики в бухгалтерском учете.
Пункт 2.2 «Анализ финансовых результатов деятельности»
покажет сравнение финансовых результатов деятельности школы №5 в годовой отчетности за 2005 год и 2006 год.
С перечнем нормативно-правовых актов, являющихся законодательной базой составления и ведения учетной политики школы №5, можно ознакомиться в Приложении 3.
Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. В Законе РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I для данных учреждений установлен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности[17].
Согласно ст.47 этого Закона к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
¾ реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
¾ торговля покупными товарами, оборудованием;
¾ оказание посреднических услуг;
¾ долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
Вместе с тем названным Законом установлено, что если основная деятельность образовательного учреждения осуществляется на платной основе, то получаемый от нее доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, то такая деятельность не является предпринимательской.
На первый взгляд подобное разделение видов деятельности в Законе однозначно. Тем не менее, в законодательстве этот вопрос регулируется по-разному. Как уже было указано, в ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность расценивается как деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке[18].