История развития кредитных нот
На Западе этот финансовый инструмент весьма распространен, поскольку считается самым быстрым и относительно дешевым с точки зрения затрат на организацию посредством необеспеченного заимствования денежных ресурсов через публичные долговые инструменты.
На российском рынке кредитные ноты впервые появились в конце 2002 г. Их выпустили Газпром (октябрь 2002 г., на сумму 25 млн долл.) и ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ноябрь 2002 г., на сумму 30 млн долл.). В 2004 г. было произведено девять выпусков CLN на общую сумму 810 млн долл. К концу 2005 г. количество эмиссий составило около 30, а общий объем корпоративных кредитных нот превысил 3 млрд долл. Правда, не все выпуски CLN афишировались.
Свои силы в освоении нового финансового инструмента попробовали в основном крупные предприятия из самых разных отраслей: АО "АвтоВАЗ", ТД "Копейка", ЗАО "Русская медная компания" и др. Однако в последнее время отмечен рост и со стороны менее известных компаний.
Востребованность кредитных нот обнаружилась в процессе поиска наиболее эффективного способа привлечения финансирования. С учетом большого количества факторов - срока и валюты заимствования, процентной ставки, обеспечения, стоимости и др. - привлечение банковского кредита, как наиболее очевидного решения, во многих случаях не является оптимальным. Отрицательными моментами, связанными с кредитованием, являются необходимость предоставления обеспечения и отсутствие удобного механизма управления долгом.