Международные бухгалтерские организации и их влияние на создание международной системы учета и отчетности
Вопросами гармонизации и стандартизации учета занимается целый ряд межправительственных и профессиональных организаций. Все их можно разделить на региональные и международные (мировые) организации.
К региональным организациям относятся:
· Европейское экономическое сообщество;
· Европейская федерация бухгалтеров – экспертов;
· Африканский Совет по бухгалтерскому учету;
· Межамериканская ассоциация бухгалтеров;
· Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;
· Федерация бухгалтеров стран Юго – Восточной Азии;
· Южно-Азиатская федерация бухгалтеров;
· Северная федерация бухгалтеров и др.
К международным (мировым) организациям относятся:
· Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета;
· Международная федерация бухгалтеров;
· Организация Объединенных Наций;
· Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам ООН;
· Комиссия по транснациональным корпорациям ООН;
· Организация экономического сотрудничества и развития и др.
Рассмотрим сферу деятельности отдельных организаций.
На региональном уровне первым (с 1957 г.) стали регулировать сопоставимость финансовой отчетности страны – члены Европейского экономического сообщества ( с 1993 г. - Европейского союза). Состав членов ЕС с момента образования до настоящего времени вырос с 6 до 15 стран. Сейчас в него входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
Одной из задач ЕС является гармонизация различных систем бухгалтерского учета стран – членов ЕС. Идея гармонизации заключается в согласовании (гармонии) методологий учета различных стран. В 1961 году в целях решения поставленной задачи в рамках ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. По результатам проведенной работы был опубликован ряд директив, представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны – участницы интегрируют в системы своих национальных законов ( в частности, в национальные версии закона о компаниях).
Так как гармонизация учета и отчетности опирается на законодательную основу, исполнение требований Директив ЕС является обязательным для всех компаний.
Наиболее важными и значимыми являются 4-я и 7-я директивы. 4-я директива ЕС была принята в 1978 году. Она содержит основные положения финансового учета, обязывает предприятие вести бухгалтерский учет по системе двойной записи, составлять отчетность и официально раскрывать особенности своей учетной политики. Она же определяет стандартные форматы бухгалтерской отчетности: два формата баланса, четыре формата отчета о прибылях и убытках и пояснения к ним. Рекомендуемые форматы отчетных форм различаются составом статей и способом их группировки. Вместе с тем жесткие ограничения на состав статей не налагаются, предлагаемые директивой структуры используются компаниями в качестве основы. Цель отчетности состоит в достоверной и объективной информации. 7-я директива ЕС была принята в 1983 году и регулирует правила составления консолидированной отчетности (отчеты групп). Положения 4-й и 7-й директив ЕС явились основой для европейского бухгалтерского регулирования отчетности.
Совершенствованием европейской методологии учета занимается и Федерация европейских бухгалтеров – экспертов. Основными задачами Федерации является консультирование комиссий ЕС по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также осуществление сравнительного анализа Директив ЕС и МСФО с целью выявления их совместимости.
Федерация возникла в 1986 году в результате слияния Европейского союза бухгалтеров – экспертов в области учета, занимавшегося с 1951 года стандартизацией европейского учета, и исследовательской группы бухгалтеров – экспертов, изучающей бухгалтерскую практику с 1966 года.
В настоящее время Федерация является ведущей профессиональной организацией бухгалтеров в Европе.
Африканский совет по бухгалтерскому учету (ААС) был основан в 1979 году для унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена профессиональным опытом. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров более 20 африканских стран: Алжир, Ангола, Бенин, Бурунди, ЦАР, Габон, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сан – Томе и Принсипи, Сенегал, Судан, Того, Танзания, Верхняя Вольта, Заир, Конго. Цель деятельности Совета заключается в законодательном согласовании национальных бухгалтерских систем, унаследованных от стран-метрополий, и разработке единых стандартов бухгалтерского учета и отчетности.