Функции прибыли
Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Обычно основополагающими называются три функции, о которых частично уже упоминалось, когда мы рассматривали роль прибыли в рыночной экономики. Это стимулирующая, распределительная и показатель эффективности деятельности предприятия. Автор данной работы причисляет их к роли, которую выполняет прибыль как экономическая категория, так как, на наш взгляд, функция должна отражать специфическое внутреннее содержание экономической категории, а все прочие свойства, приписываемые ей, отражают ту или иную роль, которую выполняет данная категория. Стимулирующую и распределительную функции выполняет любая другая экономическая категория (цена, заработная плата и т.д.). Тем более, показатель эффективности деятельности предприятия, как таковой, вообще не может выступать функцией, будучи субъективным представлением, об экономическом явлении в форме определенных расчетов.
К реальным же функциям прибыли, которые соответствуют названным категориям, можно отнести следующие: мера эффективности общественного производства, мера накопления, средство регулирования перелива капитала. Об этих функциях также уже упоминалось, но, тем не менее, автор хотел бы выделить их отдельно, уже как функции.
Прибыль, прежде всего, выполняет функцию меры эффективности общественного производства, поскольку она определяет конечный результат финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики. В любой рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком компетентного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты (валовая прибыль или убыток) деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.
Прибыль выступает и в качестве меры накопления. В данной функции прибыль выступает основным источником общественного воспроизводства на расширенной основе. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Если доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, будет недостаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников, то процесс общественного воспроизводства вообще может прекратиться.
Выделяется функция прибыли как средство регулирования перелива капитала. Объективно капитал находит то место в отраслевой структуре, которое является более выгодным (различный уровень нормы прибыли). Это закон, который не знает ни хозяйственных, ни государственных границ. Поэтому в современной экономике можно наблюдать перелив капитала не только между отраслями хозяйства внутри страны, но и между различными государствами.
Функции прибыли выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. Функция прибыли как средство регулирования перелива капитала создает условия, при которых предприятие и отрасль могут успешно развиваться. Основу этого развития обеспечивает функция меры накопления. А функция меры эффективности экономики дает возможность определить (оценить) уровень этого развития.
Как уже было отмечено, прибыль фирмы как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль - как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком. Рассмотрим более подробно эти компоненты.
На формирование прибыли влияет, прежде всего, совокупный (валовой) доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности. Совокупный доход - это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.