Процесс разработки МСФО
Чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Этапы разработки МСФО:
1) создание подготовительного комитета из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с консультативным советом по стандартам;
2) разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения - 90 дней);
3) подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит проект международного стандарта финансовой отчетности, а также предлагает альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение;
4) утверждение Правлением рабочего проекта положений МСФО. Рассматриваются внесенные замечания по рабочему проекту, согласовывается окончательный вариант. Окончательный вариант рабочего проекта не публикуется, но может быть представлен по требованию общественности;
5) выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.
Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должны быть утверждены как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.
Заседания Правления, консультативного совета и комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.
Помимо стандарта, Правление публикует Основу для выводов, где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.
В ходе работы по разработке МСФО достигаются следующие цели:
1) дальнейшее развитие МСФО на базе существующей системы стандартов;
2) содействие процессу унификации бухгалтерского учета путем уменьшения количества альтернативных подходов, разрешаемых МСФО.
Первый стандарт был разработан в 1974 г. В настоящее время действуют 34 стандарта. Каждый стандарт включает следующие элементы:
1) объект учета - дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с ним;
2) признание объекта учета - дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;
3) оценка объекта учета - приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;
4) отражение в финансовой отчетности - раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.