Раскрытие учетной политики организации
Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/98).
Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/98 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:
• согласно законодательству Российской Федерации (например: ОАО, банки, биржи, страховые организации, инвестиционные фонды — пункт 1 статьи 16 Закона о бухгалтерском учете);
• согласно учредительным документам;
• по собственной инициативе.
В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным.
Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 12 ПБУ 1/98 к способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:
• способы амортизации основных средств;
• способы амортизации нематериальных и иных активов;
• способы оценки производственных запасов;
• способы оценки товаров;
• способы оценки незавершенного производства;
• способы оценки готовой продукции;
• способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
• другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (п. 11 ПБУ 1/98).
Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам.
В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).
Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности:
• учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
• территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
• орган, уполномоченный управлять государственным имуществом — для государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
• вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
• налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику (п. 15 ПБУ 1/98).