Особенности лизинга в России
В России с понятием "лизинг" познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по leand - lease осуществлялись поставки американской техники.
Касаясь российского рынка лизинговых услуг, мы можем отметить достаточно динамичное его развитие в последние годы. Лизинг в России является наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом. Однако существуют некоторые проблемы, сдерживающие развитие: во-первых, финансовая слабость лизинговых компаний, зависимость их от банковского сектора, во-вторых, пока еще высокая стоимость кредитных ресурсов, ограниченность вторичного рынка оборудования.
По итогам 2006 года Ассоциация РОСЛИЗИНГ опубликовала исследование российского рынка лизинга: объем рынка в 2006 году по показателю стоимости нового бизнеса составляет 10 млрд.долл. США , а темп прироста 70%; доля лизинга в ВВП достигла 1,3% (в 2001г-0,5%), в инвестициях в основные средства 8,2% (в 2001г-3%).
Все Российские лизинговые компании можно разделить на три основные категории: 1)компании, созданные банками; 2) компании, которые поддерживаются местной администрацией и 3)компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета. Почти все компании из перечисленных трех категорий небольшие с уставным капиталом, как правило, ниже, чем 50 тыс. долларов. К четвертой категории отнесены лизинговые компании, финансируемые иностранными компаниями и имеющие статус юридического лица в соответствии с Российским законодательством. Вместе взятые, эти четыре группы образуют категорию лизинговых компаний-резидентов . В данном отчете представлена информация только о первых трех категориях лизинговых компаний.
Помимо спроса со стороны малого и среднего бизнеса есть еще несколько немаловажных факторов, обуславливающих рост спроса на лизинг.
Это- высокий уровень износа основных фондов предприятий; неэффективность российской финансовой системы в целом и, в частности, в отношении финансирования реального сектора экономики. По данным опроса исследовательской программы «Российский экономический барометр», на нехватку финансовых ресурсов, которые можно использовать для финансирования инвестиций в основной капитал, указывает 80 % предприятий.