Процесс бюджетирования
Приведенный формат бюджета условно-постоянных издержек обращения дает возможность подсчета их суммы как по каждому товару, так и их суммы по определенной статье издержек обращения по всем товарам. Рассмотренный бюджет имеет статичный характер, поэтому в целях экономического анализа его необходимо расширить на счет включения граф "Величины отклонений фактических издержек от нормативных (плановых)", "Причины отклонений", "Виновники отклонений", "Мероприятия по устранению отклонений". Кроме того, издержки рекомендуется "привязать" к их местам возникновения. Это позволит повысить персональную ответственность за планирование, учет и контроль затрат во всех центрах ответственности и будет способствовать оптимизации ценообразования торговой организации.
Рассматривая группу условно-переменных издержек обращения, отметим ее более широкий состав и значимость в экономическом анализе как инструмента минимизации себестоимости товаров (товарной продукции).
Из типовой учетной номенклатуры статей, включаемых в издержки производства и обращения предприятий торговли и общественного питания, автором отнесены к разряду условно-переменных издержек следующие статьи:
1) транспортные расходы;
2) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта;
3) расходы энергоресурсов;
4) расходы на рекламу;
5) затраты по оплате процентов за пользование займов;
6) расходы на тару;
7) прочие расходы.
Отнесение перечисленных статей издержек обращения к условно-переменным издержкам носит в определенной степени субъективный характер, поскольку величины этих затрат могут изменяться в зависимости от ряда условий как юридического (например, сроки действия договоров аренды), так и финансового (фиксированные или "плавающие" затраты на рекламу) плана.
На основе сформированных операционных бюджетов (бюджет закупок и товарных запасов, бюджеты условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения, бюджет продаж) генерируется бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов). В целях выработки единого методического подхода к построению структуры бюджета прибылей и убытков необходимо устранить терминологическую проблему. Эта проблема состоит в разночтениях ученых-экономистов относительно названия анализируемого бюджета.
Так, одни экономисты (М.А. Вахрушина, В.Э. Керимов и др.) используют термин "план прибылей и убытков" [3, 4]. Другие экономисты считают целесообразным применение термина "бюджет прибылей и убытков". О.Д. Каверина упоминает о бюджете доходов и расходов на плановый период, формируя его на основе отчета о прибылях и убытках <3>.
--------------------------------
<3> Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Нам ближе позиция проф. В.Б. Ивашкевич, который пишет: " .В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств" [2].
По мнению диссертанта, термин "бюджет прибылей и убытков" точно отражает экономическую сущность и структуру формируемого бюджета, отражающего основные затраты, доходы и расходы торговой организации. Построение названного бюджета на основе отчета о прибылях и убытках создаст основу гармонизации не только финансового и управленческого учета, преемственности и взаимосвязи их данных, но и приблизит отечественную методику бюджетирования к международной учетной практике, поскольку отчет о прибылях и убытках соответствует требованиям МСФО.