Экспертная оценка
Бюджет продаж, как отмечают В.Э. Керимов, В.Б. Ивашкевич, Е.В. Иванова и другие экономисты, формируется как сверху вниз на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и снизу вверх с учетом объема потребностей на виды товаров [1 - 3]. При этом основным источником информации являются данные об объемах потребностей покупателей в натуральных и стоимостных показателях отдела маркетинга (отдела сбыта).
Далее приведена предлагаемая форма бюджета продаж (розничного товарооборота), в целях упрощения рассмотренная на примере реализации нескольких видов товаров (табл. 1).
Таблица 1
Бюджет продаж (за апрель 2005 г.)
Наименование товара |
Стоимость, руб. |
Объем розничного товарооборота | |
Количество, шт. |
Стоимость, руб. | ||
Дискеты |
15 |
100 |
1 500 |
Принтеры |
7 000 |
6 |
42 000 |
Ксероксы |
4 500 |
12 |
54 000 |
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров. Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д. Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале, посвященном его методике бюджетирования.
Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.