Преимущества и недостатки учета различных форм неденежных расчетов
Фирмы, решившие обменяться товарами, могут оформить эту операцию двумя способами. Первый способ: организации заключают между собой договор мены, или, иными словами, осуществляют бартер. Второй способ: фирмы заключают два отдельных договора купли-продажи, а затем просто-напросто зачитывают встречные требования. Безусловно, экономическая сущность сделки в обоих случаях одинакова – организации обмениваются товарами (работами, услугами) без денежных расчетов. Однако с юридической точки зрения отношения оформлены по-разному. А это существенно влияет на бухгалтерский учет и налогообложение сделки.
Бухгалтер фирмы, которая заключила договор мены, сталкивается со следующими проблемами:
- в какой момент признать выручку от реализации;
- как оценить в бухучете и для целей налогообложения поступившие товары и определить размер выручки;
- какую сумму НДС начислить и сколько принять к вычету.
Подробнее о том, когда обмен (реализация) считается состоявшимся. В бухучете продавец признает выручку в тот момент, когда право собственности на реализованный товар переходит к покупателю (п. 12 ПБУ 9/99). По договору мены, право собственности на купленный товар фирма получает в тот момент, когда обе стороны передадут друг другу все, что положено по договору, что установлено в ст. 570 ГК РФ. Получается, что по договору мены в бухучете выручка признается тогда, когда обе стороны полностью выполнят свои обязательства, то есть отгрузят друг другу товары. Конечно, на практике одновременно это происходит крайне редко. Поэтому, если фирма отгрузила товар раньше партнера, учитывает его на счете 45 «Товары отгруженные», а если позже, то – за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
О том, как определить сумму выручки для целей бухгалтерского учёта (ПБУ 9/99) акцентировалось внимание, во время изучения учёта расчётов по договору мены. В налоговом учёте согласно п. 4 ст. 274 НК РФ, который гласит: доход по договору мены равен цене, за которую проданы товары, то есть рыночной цене реализованного имущества. Определять ее надо, как указано в ст. 40 НК РФ. Дело это трудоемкое и вдобавок осложняется тем, что требования данной статьи порою непросто выполнить даже налоговикам. Например, зачастую не ясно, где взять информацию о ценах на идентичные (или однородные) товары, которые были проданы на сопоставимых условиях. Поэтому лучше указать цены обмениваемых товаров в договоре. Правда, от повышенного внимания к этой сделке со стороны налоговых органов такой подход не спасет. Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок. При отклонении более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары. В спорах о том, с рыночной ли цены начислены налоги при бартере или нет, суды в большинстве случаев встают на сторону налогоплательщиков.
Теперь перейдем к оценке имущества, полученного по договору мены. В бухучете стоимость приобретенных вещей равна цене, по которой обычно в сравнимых условиях организация продает товары, переданные по бартеру (цене, которую в сравнимых обстоятельствах пришлось бы заплатить за аналогичные товары). Для целей налогообложения полученное имущество оценивают иначе. Его стоимость равна себестоимости реализованного имущества с учетом доплаты (без НДС). Это следует из п. 2 ст. 254 и п. 1 ст.257 НК РФ. Получается, что бухгалтерская и налоговая стоимость купленных товаров совпадать не будет: в бухучете эта стоимость равна цене переданного имущества, а в налоговом учете – его себестоимости.