Себестоимость продукции.
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат:
материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия,),
затраты на оплату труда,
отчисления на социальные нужды,
амортизация основных средств,
прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоёмкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Себестоимость продукции
— это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организаций. Исчисление этого показателя необходимо для:
оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
выявления резервов снижения себестоимости продукции;
определения цен на продукцию;
исчисления национального дохода в масштабах страны;
расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии,
организационно-технических мероприятий;
обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с
производства устаревших.
Управление себестоимостью – процесс формирования издержек производства и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, а также процесс определения продажных цен и рентабельности продукции.
Цели управления себестоимостью – выявление возможной экономии всех видов затрат; выявление резервов уменьшения себестоимости конкретных изделий для увеличения их конкурентоспособности на рынке сбыта.
Пути повышения конкурентоспособности:
1. За счет экономии традиционных затрат можно произвести дополнительные затраты на повышение качества, внешнего вида и упаковки. Это позволяет ускорить процесс реализации;
2. Уменьшение себестоимости позволяет в определенных границах снижать цену и таким образом ускорять реализацию, снижать затраты на хранение;