Раскрытие информации о готовой продукции и товарах в Бухгалтерском Балансе
В Бухгалтерском Балансе раскрытие информации о готовой продукции и товарах отражается по следующим строкам.
По строке 213 приводят затраты на незавершенное производство и незаконченные работы (услуги). Для торговых фирм это сальдо по счету 44 "Расходы на продажу", а для остальных организаций - несписанный остаток счетов 20, 21, 23, 29, 46.
По строке 214 указывают фактическую или нормативную себестоимость готовой продукции. А торговые организации здесь же приводят покупную стоимость своих товаров. Покупная стоимость товара складывается из фактических затрат на его приобретение.
Особое внимание следует уделить ситуации, когда цена товаров выражена в условных единицах. В этом случае, если оплата произошла после того, как товары были приняты к учету, образуется суммовая разница. Ее показывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Ведь покупную стоимость оприходованного товара менять нельзя (п.12 ПБУ 5/01).
По дебету счета 91 отражают отрицательные суммовые разницы (когда курс условной единицы на день оплаты выше курса на день оприходования). При этом делают проводку:
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- отражена отрицательная суммовая разница.
Если же курс условной единицы на дату оплаты (но не предоплаты!) выше курса на день оприходования, то образуется положительная суммовая разница. В учете ее надо отразить таким способом:
Дебет 60 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- отражена положительная курсовая разница.
Пример 15.
ООО "Колосс" приобрело 200 банок тушёнки. Согласно договору поставки цена одной банки - 0,62 условной единицы с учетом НДС. За условную единицу принят доллар США.
Курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:
- на дату отгрузки - 2 июня 200_ г. - 29,0053 руб.;
- на день оплаты - 11 июня 200_ г. - 29,0424 руб.
Таким образом, из-за разницы в курсах доллара на дату оприходования товара и на дату его оплаты образовалась отрицательная суммовая разница в размере 4,6 руб. (200 шт. х 0,62 USD х (29,0424 руб/USD - 29,0053 руб/USD)). В этой же сумме "сидит" НДС - 0,70 руб. (4,6 руб. х 18% : 118%). Поскольку горошек уже принят к учету, суммовую разницу бухгалтер отнес на прочие расходы.
В учете бухгалтер ООО "Колосс" отразил эту поставку так.
2 июня 200_ г.:
Дебет 41 Кредит 60
- 3596,66 руб. (200 шт. х 0,62 USD х 29,0053 руб/USD) - отражена стоимость товара исходя из курса условной единицы, действующего на дату отгрузки;
Дебет 19 Кредит 60
- 548,64 руб. (3596,66 руб. х 18% : 118%) - выделен НДС по поступившему товару.
11 июня 200_ г.:
Дебет 60 Кредит 51
- 3601,26 руб. (200 шт. х 0,62 USD х 29,0424 руб/USD) - оплачена поставка тушенки;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- 3,90 руб. - отражена отрицательная суммовая разница;
Дебет 19 Кредит 60
- 0,70 руб. - выделен НДС с отрицательной суммовой разницы.
Таким образом, если ООО "Колосс" не продаст горошек до 30 июня 200_ г., то в балансе по строке 214 бухгалтер покажет 3596,66 руб.
Кроме того, по строке 214 надо показать себестоимость готовой продукции или товаров, уменьшенную на сумму созданного резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
По строке 215 записывают стоимость отгруженной продукции в случае, если право собственности на нее переходит не в момент отгрузки, а позже, например, после оплаты.
В Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:
По строке 920 приводят стоимость товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.
По строке 930 бухгалтер показывает стоимость товаров, взятых на комиссию.