Учет финансовых результатов и использования прибыли
по товарам, сырью и материалам в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных местностях – в период наименьших их остатков.
Работу по проведению инвентаризации целесообразно разделять на три этапа.
Первый этап. Предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации, организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей, проверяется правильность весоизмерительных приборов.
Второй этап. Члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами, подлежащими инвентаризации. Материально ответственные лица сдают в бухгалтерию к началу инвентаризации последний отчет о движении материальных ценностей с приложением всех документов, дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию и что неоприходованных или списанных в расход ценностей нет. Инвентаризацию проводят в порядке расположения материальных ценностей по местам хранения и по каждому материально ответственному лицу в отдельности. Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально ответственным лицом. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Третий этап. Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии. По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.
Вопрос. Какие основные документы используются при инвентаризации? Раскройте содержание этих документов.
Ответ
.
Документы при инвентаризации:
- приказ руководителя организации о проведении инвентаризации;
- инвентаризационные описи;
- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией;
- протокол (составляется по окончании инвентаризации комиссией).
Вопрос. Какими бухгалтерскими проводками оформляются результаты инвентаризации?
Ответ
.
Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом делаются проводки:
Д-т 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и др.
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естественной убыли относят на затраты производства или расходы на продажу. Такой порядок применяется только при выявлении фактических недостач. В этом случае делаются записи:
1) Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
2) Д-т 20 «Основное производств», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх естественной убыли относятся на виновных лиц. При этом делаются проводки:
1) Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
2) Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При недостаче и порче объектов основных средств делается запись:
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;
Д-т 91-3 «Выбытие основных средств»
К-т 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств.
При выявлении виновных лиц недостающие или испорченные объекты основных средств оцениваются по рыночным ценам и оформляются проводкой:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании ущерба с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом делается проводка: