Структура, объекты обложения и ставки ЕСН
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год, а отчетными признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Одна из особенностей налога – применение регрессивной шкалы налогообложения, что означает снижение ставки налога с увеличением налоговой базы.
До 1 января 2005 г. применение регрессивной шкалы ставок было возможно только при условии, что на момент уплаты авансовых платежей накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла не менее 2500 руб.
Если это условие не выполнялось,то налогоплательщик терял право на ее
применение до конца календарного года независимо от фактической величины налоговой базы по каждому физическому лицу.
С 1 января 2005 г. такое условие отменено. Это значительно облегчает работу по исчислению налога особенно у тех организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Кроме того, появляется возможность применять регрессивные ставки налога теми организациями, которые начисляют выплаты в пользу физических лиц не с момента ее регистрации, а несколько позднее.
Ставки снижаются по мере увеличения налоговой базы. Интервал налоговой базы с 1 января 2005 г. меняется. Если до 1 января 2005 г. самая высокая ставка налога применялась при условии налоговой базы на каждого работника нарастающим итогом до 100 000 руб., то с 1 января 2005 г. – до 280 000 руб. При этом вместо четырех интервалов ставки предусмотрено три. Во втором интервале налоговая база от 280 001 руб. до 600 000 руб. (ставка налога – 72000 руб. плюс 10% с суммы превышения 600 000 руб.), в третьем – свыше 600 000 руб. (ставка налога – 104 800 руб. плюс 2% с суммы превышения 600 000 руб.).
Положительный эффект от снижения налоговых ставок, безусловно, смогут ощутить те налогоплательщики, у которых выплаты на одно физическое лицо не превышают 100 000 руб. за налоговый период. Регрессивную шкалу ставок не смогут применять большинство налогоплательщиков, поскольку сумма выплат у них на одно физическое лицо в месяц не превысит 280 000 руб.
Сумма налога определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, самостоятельно исчисляют сумму налога. При этом налоговая база определяется по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налогоплательщики в течении отчетного периода по итогам каждого календарного месяца исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу. Сумма ежемесячного платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячного авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается не сумму страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет за тот же период.
Однако по страховым взносам не предусмотрены льготы по выплатам в размере не более 100 000 руб., начисленным на каждое физическое лицо – инвалида I, II или III группы.
Регрессивная шкала ставок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учитывает возрастные группы, в пользу которых
начисляются выплаты.
С 1 января 2005 г. предусмотрены две возрастные группы физических лиц: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. При этом страховые взносы на выплаты в пользу физических лиц до 1966 года рождения целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в пользу физических лиц 1967 года рождения и моложе – на финансирование страховой накопительной части трудовой пенсии. Если по
итогам налогового периода сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей) превысит сумму налогового вычета, то эта разница подлежит возврату налогоплательщику.
Необходимо иметь в виду, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельных расходов на цели государственного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Если расходы на государственное социальное страхование превышают сумму налога, начисленную в ФСС РФ, то эта разница возмещается отделениями Фонда социального страхования.
Данные о сумме уплаченных (начисленных) авансовых платежей, а также о сумме налогового вычета и суммах фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщик должен отразить в расчетах, представленных в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего отчетным периодом по форме, утвержденной Минфином РФ.