Порядок открытия расчетного счета.
Расчетные счета в кредитных организациях открываются на основании документов, перечень которых установлен действующим законодательством. К таким документам относятся: свидетельство о регистрации, выданное регистрационным органом; копии устава и учредительного договора организации, заверенные нотариально; свидетельства о постановке организации на учет в налоговой инспекции, а также в Пенсионном фонде РФ и других внебюджетных фондах; заявление на открытие расчетного счета; протокол собрания учредителей об избрании руководителя организации; приказ о назначении главного бухгалтера (копия в одном экземпляре); карточка с образцами подписей руководителя и его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя; договор на банковское обслуживание, именуемый в ГК РФ как договор банковского счета. Все документы остаются в банке.
Информация об открытии счета в пятидневный срок передается банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете данная организация. Обслуживание организации в банке осуществляется согласно договору банковского счета
Затраты организации на расчетно-кассовое обслуживание согласно договору банковского счета в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» являются прочими расходами; отражаются бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
на сумму перечислений с расчетного счета за услуги, оказываемые кредитными организациями, —
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 51 «Расчетные счета».
При переоформлении счета в связи с реорганизацией предприятия в банк представляются те же документы, как и при открытии счета, но не позднее месяца со дня переименования или изменения подчиненности. Закрываются расчетные счета по решению собственника имущества организации или по решению суда.
В настоящее время действующим законодательством организациям разрешается открывать расчетные счета в количестве, необходимом для осуществления расчетных операций. Однако в соответствии с действующими нормативными актами погашение задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды осуществляется только с одного расчетного счета, который организация указывает по собственному усмотрению.
На расчетных счетах накапливаются свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщикам за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.
Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон.