Экономические и организационно-управленческие аспекты бизнес-деятельности организации
По состоянию на 1 января 2005 года материально-техническая база торга представлена следующим имуществом:
26 магазинов с торговой площадью 2285,5 кв. м;
5 общетоварных складов площадью 2496 кв. м;
3 временно приспособленных склада под хранение товаров;
2 склада-холодильника емкостью 330 тн;
овощехранилище;
фруктохранилище;
картофелехранилище;
транспорт (всего 23 единицы, из них: 15 грузовых, 3 легковых, 2 пикапа, 3 трактора).
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» (см. Приложение А). К ним относятся:
прибыль (убыток) от реализации продукции;
прибыль (убыток) от прочей реализации;
доходы и расходы от внереализационных операций;
балансовая прибыль;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного
![]() |
Рисунок 1.1 - Организационная структура предприятия
производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия -
это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ»);
исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей);
исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
В таблице 1.1 проведем анализ прибыли от продаж за анализируемый период.
Таблица 1.1 - Анализ прибыли от продаж
Показатели |
В тыс. р. |
Темпы динамики, % |
Структура, % | ||||
2003г. |
2004г. |
отклоне- ние |
2003г. |
2004г. |
отклонение | ||
Выручка |
72925 |
69084 |
-3841 |
-5,3 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость |
56197 |
52439 |
-3758 |
-6,7 |
77,1 |
75,9 |
-1,2 |
Валовая прибыль |
16728 |
16645 |
-83 |
-0,5 |
22,9 |
24,1 |
1,2 |
Коммерческие расходы |
10344 |
9750 |
-594 |
-5,7 |
14,2 |
14,1 |
-0,1 |
Управленческие расходы |
2911 |
2812 |
-99 |
-3,4 |
4,0 |
4,0 |
- |
Прибыль от продажи товаров |
3473 |
4083 |
610 |
17,6 |
4,8 |
5,9 |
1,1 |